Выбор профессионального пути
Исследование мнений и опыта родителей и подростков в рамках проекта «СемьяФест 2021»
Александра Славецкая

В рамках просветительского фестиваля «СемьяФест 2021» был проведено исследование мнений и опыта родителей и подростков по теме профессионального ориентирования. Команда фестиваля запустила интернет–опрос с целью выяснить, какие трудности испытывают родители при принятии ответственного решения о будущем ребенка 12+.

Аналогичное исследование на ту же тему проводилось среди подростковой аудитории. Интернет-анкету заполняли дети от 12 до 17 лет. Полученные данные интересны с точки зрения двухстороннего взгляда на один и тот же вопрос – выбор профессионального пути.

Исследование первое. Родители
«Важные решения. Мнение родителя старшеклассника»

В анкетировании приняли участие 308 человек, ученики 8-10 класса общеобразовательных школ Красноярска.

Решил ли ты, в какой области будешь работать? 41,6% опрошенных ответили – «да», 34,4% — «скорее да», «скорее нет» выбрали 14%, «нет» — ответили 10,1% респондентов.

Решил ли ты, какую профессию выберешь? 35,1% ответили «да», 34,4% — «скорее да», 17,9% — «скорее нет», 12,7 % – «нет».

Решил ли ты, в какой университет ты пойдешь учиться? 28,9% — «скорее да», 24,7%  — «да», 25,6% выбрали вариант «скорее нет», 20,8% — «нет».

Знаешь ли ты уже, чем интереснее всего было бы заниматься во взрослой жизни (после школы)? Большинство 44,8% ответили «да», 34,4% — «скорее да»,12,7% — «скорее нет», 8,1% — «нет».

Испытываешь ли ты давление со стороны родителей при выборе профессии? Большинство 58,1% ответили – «нет», 24,7% — «скорее нет», 7,1% — «да».

Испытываешь ли ты давление со стороны родителей при выборе университета? 60,4% респондентов выбрали ответ «нет», 26% — «скорее нет», 9,1% — «да».

Если бы родители не настаивали на высшем образовании, ушёл бы ты из школы после 9 класса? 32,8% ответили «нет», 30,5% ответили «да», 23,4% выбрали вариант «скорее нет», 13,3% — «скорее да».

Часто ли ты принимаешь самостоятельные решения, касающиеся тебя и твоей жизни? 47,4% — «да», 43,2% — «нет».

Часто ли у тебя есть возможность выбора в твоей повседневной жизни? 53,6% выбрали вариант «да», 37,7 – «нет», 7,5% остановились на варианте «скорее нет».

Хотел бы ты, чтобы в школе проходили встречи с интересными людьми, которые рассказывают про то, как они выбрали свою профессию и стали в ней успешными? 51,6% выбрали вариант «да», 24% — «скорее да», 12,7% «скорее нет», 11,7% — «нет».

 

Далее школьникам нужно было выбрать важность того или иного критерия профессии от 0 до 5, где 0 – совсем не важно, 5 – очень важно.

Что, по вашему мнению, главное в профессии – деньги? 32,5% — очень важно, 37,3% выбрали – важно, 22,7% — средне важно, 1% выбрал вариант — совсем не важно.

Что, по вашему мнению, главное в профессии – карьера? Большинство считают карьеру очень важным фактором: за вариант 5 – 33,4%, за вариант 4 – 30,8%, вариант 3 – 24%, 2 – 8,4%, за вариант 1 (наименее важно) проголосовал 2,3% опрошенных, за вариант 0 (совсем не важна) – 3% респондентов.

Что, по вашему мнению, главное в профессии – интерес? Большинство считают интерес очень важным фактором. Вариант 5 (очень важно) выбрали 69,8% респондентов, вариант 4 – 21,8%, вариант 3 – 5,8% вариант 2 — 2,6%

 

Далее респонденты должны были ответить на ряд открытых вопросов, без предложенных вариантов ответа.

Что для тебя самое главное при выборе профессии? Приводим самые частые ответы: «Интерес», «Стабильность и то, что я могу помогать людям», «Деньги», «Зарплата, интерес, возможности, последующая хорошая пенсия», «Востребованность», «Возможность работы удаленно», «Комфорт», «Отношение в коллективе, свобода слова», «Творчество», «Независимость от других», «Самореализация».

Где ты будешь продолжать образование? 52,6%  выбрали вариант – «Университет», 27,3% — «Техникум», 18,8% — еще не определились, 1% — не собирается продолжать обучение дальше.

Кто влияет на твое решение при выборе профессии? Большинство ответили «Это мой выбор» — 90,6%, 7,8% ответили, что на их выбор влияют родители, 3% признались, что следуют примеру своего кумира, 0.6% слушают мнение друзей.

Кто влияет на твое решение при выборе места учебы? 80,2% ответили, что принимают это решение сами, 18,5% ответили «Родители», 1% проголосовали за вариант «Друзья».

Открытый вопрос — Чем бы ты хотел заниматься во взрослой жизни из того, что тебе важно и интересно? Приводим популярные варианты ответов: «Не знаю», «Общаться с людьми, помогать им», «Психология», «Програмирование», «Бизнес», «Медицина», «Спорт», «Кондитерство», «Творчество», «Блогерство», «Танцы, языки», «Математика», «Путешествовать», «Игры на компьютере», «Самообразование», «Дизайн»

Что помогло тебе определиться с профессией? Приводим популярные варианты ответов: «Примеры других людей», «Мой интерес», «Родители», «Дополнительное образование», «Информация в интернете», «Друзья», «Практика, профессиональные пробы».

Что помогло тебе определиться с вузом? «Родители», «День открытых дверей в вузе», «Близость к дому, наличие нужной мне специальности и бюджетных мест», «Отзывы тех, кто там учится», «Статус вуза», «Низкие проходные баллы», «Наводка друзей».

Советы каких людей ты хотел бы услышать? (Здесь можешь написать профессии или имена определённых людей, чьё мнение тебе поможет при выборе профессии­­). Приводим самые популярные варианты ответов: «Родители», «Психолог», «Близких мне людей», «Инвесторов», «Бизнесменов», «Людей, работающих в моей будущей профессиональной сфере».

Если бы была возможность, в каких направлениях (или на каких курсах) ты хотел бы попробовать свои силы, чтобы лучше понять, что именно тебе подходит? «Кулинарные курсы», «Блогерство», «Психология», «Введение в медицину», «Дизайн», «Физика», «Везде, где ест коммуникация с людьми», «МЧС», «Физика», «Курсы монтажа».

Что больше всего тревожит или пугает тебя, когда ты думаешь о взрослой жизни? «Неизвестность», «Ответственность», «Налоги», «Что проживу жизнь, которая будет мне не интересна», «Бедность», «Экономический кризис», «Потребность выбора», «Боюсь спиться в 30, лишиться работы и дома», «Одиночество», «Отсутствие времени на личную жизнь».

Насколько хорошо ты понимаешь себя, знаешь свои интересы? «Отлично», «Хорошо», «50 на 50».

Какой из своих интересов ты хотел бы превратить в профессию? «Общение с людьми», «Программирование», «Рисование», «Фантазия», «Спорт», «Компьютеры», «Блогерство», «Создание игр», «Флористика».

Какие свои качества ты хотел бы усилить, чтобы потом использовать в профессии? Ответственность – 53,9%, Трудолюбие – 54,2%, Коммуникабельность – 46,4%, Чувство юмора – 22,1%, Честность – 25,6%, Многозадачность – 47,1%, Пунктуальность – 33,4%, Умение доводить начатое до результата – 55,8%, Лидерство – 34,4%, Умение анализировать – 50%

Назови три-пять авторитетных для тебя персон, которые влияют на принятие важных решений (выбор профессии, вуза). Мама, папа, бабушка, дядя, учитель.

Что делает тебя счастливым? Деньги, Семья, Успехи и предсказуемость, новая информация и ее изучение, Сон, Жизнь, Животные, Бузова, Музыка, Прогулки с друзьями, Любовь и самореализация, Радость окружающих, Телефон, Путешествия, Игры, Полная независимость, Друзья.

Исследование второе. Подростки
«Важные решения. Мнение старшеклассника»

Количество участников: 61, большинство из них имеют детей, которые учатся в среднем звене общеобразовательной школы, 28 опрашиваемых – родители девятиклассников и десятиклассников.

На вопрос «Решили ли вы с ребёнком, в какой области будет работать ваш ребёнок?» большинство (61,9%) ответили отрицательно. 14, 3% скорее не определились, столько же ответов за вариант «скорее да» и только 9,5 % ответили положительно.

На более конкретизированный вопрос, решили ли вы с ребёнком, какую профессию он выберет?» большинство 61,9% ответили отрицательно, 19% ответили положительно, 14,3% опрошенных скорее не определились и 1 человек выбрал ответ «скорее да».

71,4% опрошенных еще не приняли решение, в какой вуз пойдет учиться их ребенок. 9,5% процентов скорее не определились с вузом. Столько же ответили, что скорее выбрали вуз. И еще 9,5% опрошенных уже выбрали будущее высшее учебное заведение для ребенка.

На вопрос о том, знают ли родители, чем их дети хотели бы заниматься после школы, большинство 38,1% ответили «нет»,33,3% ответили «да», 19% опрошенных скорее знают, и 9,5 % скорее не знают интересы своих детей.

Оказываете ли вы давление на ребенка при выборе профессии? 85,7% ответили отрицательно, 1 человек ответил утвердительно, по 1 человеку за вариант «скорее да»  и «скорее нет». Также абсолютное большинство опрошенных 85,7% не оказывает давления на ребенка при выборе университета, на втором месте 9,5% вариант «скорее нет».

Если бы вы не настаивали на высшем образовании, ушёл бы ваш ребёнок из школы после 9 класса?: 42,9% опрошенных ответили утвердительно,26,6% — отрицательно, одинаковое количество опрашиваемых 14,3% выбрали варианты «скорее нет» и «скорее да».

Часто ли ваш ребёнок принимает самостоятельные решения (не важно по каким вопросам)? 33,2% опрошенных ответили отрицательно, 26,3% — положительно, 23,8% — скорее да, 14,3% — скорее нет.

Большинство родителей 47,6% часто предоставляют своему ребёнку возможность выбора. 9,5% делают это редко. 38,1% — чаще дают выбор своему ребенку.

Абсолютное большинство родителей хотели бы, чтобы в школе у ребенка проводились организованные встречи интересными людьми, которые рассказывают про то, как они выбрали свою профессию и стали в ней успешными. 9,5% опрошенных отказались бы от такой возможности. Столько же родителей скорее не хотели бы, чтобы их ребенок принимал участие в таких встречах.

Далее родителям нужно было выбрать важность того или иного критерия профессии от 0 до 5, где 0 – совсем не важно, 5 – очень важно.

Что, по вашему мнению, главное в профессии – деньги? 28,6% респондентов выбрали вариант – да, 0, 23,8% проголосовали за вариант это важно, большинство 28,6% ответили – очень важны.

На вопрос, что, по вашему мнению, главное в профессии – карьера? Большинство опрошенных 68,4% выбрали вариант – совсем не важно.

Что, по вашему мнению, главное в профессии – интерес? Большинство респондентов 78,9% выбрали вариант – очень важно, на втором месте по популярности вариант – совсем не важно, его выбрали 15,8% опрошенных.

Далее родителям предлагалось написать свои варианты того, что они считают самым важным в профессии. Приводим наиболее частые варианты: «Необходимо получать удовлетворение от работы», «Работа должна приносить удовольствие со стабильным и, желательно, высоким доходом», «Работа должна приносить пользу обществу», «Внутренний комфорт».

Где ваш ребенок будет продолжать обучение дальше? Абсолютное большинство 81% ответило – где решит сам. 19% выбрало вариант – «университет». За вариант «Техникум» не проголосовал никто.

Кто повлиял на ваше решение при выборе профессии? 71,4% опрошенных ответили, что выбирали самостоятельно, 28,6% отметили, что им в выборе помогли родители.

Кто повлиял на ваше решение при выборе места учёбы? 71,4 опрошенных ответили, что выбирали место учебы самостоятельно, 23,8%  остановились на варианте «помогли родители» и 1% ответил, что выбрал место учебы случайно.

Далее респонденты должны были ответить на ряд открытых вопросов, без предложенных вариантов ответа, — Что помогло бы вашему ребёнку определиться с профессией? Приводим самые популярные варианты: «Знакомства с интересными людьми разных профессий», «Профориентация», «Общение с другими людьми», «Рабочие «пробы»», «Знакомство с различными профессиями, больше пробовать различных активностей», «Дополнительные занятия, рассказы о профессиях в школе», «Представление о перспективах развития экономики мира и России», «Устранение онлайн игр и ознакомление с профессиями», «Экскурсии на предприятия», «Дополнительное образование», «Работа со специалистом-психологом».

Что помогло бы вашему ребёнку определиться с вузом? Приводим самые популярные варианты ответа: «Экскурсия в институт», «Встреча с выпускниками», «Информация о разных ВУЗах», «Дни открытых дверей», «Выбор профессиональной деятельности определит ВУЗ», «Увлечение или какой-нибудь жизненный пример», «Мониторинг с экспертными позициями», «Сайт вуза», «Интерес», «Критерии вуза», «Опыт старших», «Погружение в сферу университета, понимание, что даст университет».

Если бы была возможность, в каких областях вы бы хотели, чтобы ребёнок попробовал свои силы для лучшего понимания, что ему подходит? Приводим самые популярные варианты:

  • «Архитектура, физика, информатика, автосервис»,
  • «Музыка, IT, психология»,
  • «В сфере обслуживания, в архитектурной или аграрной структуре»,
  • «Программирование, проектирование, сфера перевода и иностранных языков»,
  • «Работа с деревом, с техникой»,
  • «Управление проектами, творчество в фотографии»,
  • «Он разносторонний. Везде!»,
  • «Пищевая промышленность»,
  • «Он определился и все мои предложения рассыпаются в прах»,
  • «Медицина, сфера питания, обслуживания»,
  • «Энергетика, служба спасения, авиация»,
  • «IT»,
  • «Что-то связанное с речью».

 

Чего в этом контексте вам не хватает в школе?

  • «Организации внеклассной деятельности»,
  • «Практики, детальных примеров, прикладного использования»,
  • «Встреч с представителями профессий, разговор с ними»,
  • «Прикладных занятий, приучающих детей к труду»,
  • «Практики»,
  • «Нет правоохранительного класса»,
  • «Общения»,
  • «Экскурсии на предприятие, погружение в профессию, один рабочий день в ней»,
  • «Встреч с представителями разных профессий»,
  • «УПК»,
  • «Практики»,
  • «Свободы, размышлений, авторской позиции»,
  • «Круглых столов с участием известных людей».

 

Что больше всего тревожит или пугает вас, когда думаете о будущем вашего ребёнка?

  • «Что это не его, разонравится»,
  • «Что не найдет интересную для себя работу»,
  • «Трудоустройство»,
  • «Что он не найдет то дело, что сделает его счастливым»,
  • «Страх, что не захочет учиться или работать»,
  • «Сейчас ничего, что будет, то будет»,
  • «Его инфантильность будет ему мешать»,
  • «Не тревожит, главное заинтересовать, а остальное получится»,
  • «Отсутствие рабочих мест и возможности открыть свое дело»,
  • «Здоровье»,
  • «Лень ребенка, ему ничего не надо»,
  • «Что желания не совпадут с возможностями»,
  • «Чтобы выбрать сферу деятельности «по душе»»,
  • «Ошибка в выборе своего будущего».

 

Какие трудности возникают у вас при общении с вашим ребёнком (детьми)?

  • «Сложно найти общий язык, не могу сдерживать себя в эмоциях»,
  • «Не могу донести свои аргументы»,
  • «Непослушание/игнорирование просьб»,
  • «Отношусь к ребенку, как к взрослому: требовательно, много спрашиваю»,
  • «Не слушаются»,
  • «Поступает не так, как хотелось бы родителям»,
  • «Он очень занят учебой, у него нет свободного времени»,
  • «Никто никого не слышит»,
  • «Обиды ребенка на непонимание с моей стороны»,
  • «Мало общих тем»,
  • «Отсутствие системы в общении»,
  • «Попытка примирения разных менталитетов между детьми».

 

Если бы в городе начал работать родительский клуб, какие темы вам были бы интересны в изложении профессионалов, экспертов?

  • «Как стать ребенку другом»,
  • «Как построить систему воспитания, все учесть, весь комплекс мер по формированию гармоничной личности, способной самореализоваться»,
  • «Трудности, связанные с пубертатом, безопасность в сети»,
  • «Как добиться доверия у детей»,
  • «Тенденции развития мировой и российской экономики, профнавигация, мониторинг тестов по профориентированию»,
  • «Принятие НЕуспехов ребенка»,
  • «Общение с подростком, если всё упущено»,
  • «Выбор профессии; закон и мораль; возможное хобби; умение абстрагироваться, от проблем»,
  • «Общение с детьми, разрешение конфликтов между детьми».

 

На каком тренинге (по какой теме) вы бы хотели побывать, чтобы усилить свои родительские компетенции?

  • «Как побороть гнев»,
  • «Мотивация детей к учебе»,
  • «Как разговаривать с подростком, чтобы он слышал»,
  • «Как правильно говорить с ребенком о его будущем»,
  • «Как научиться абстрагироваться и научить этому детей»,
  • «Разрешение конфликтов».

 

При каких условиях ваш ребёнок чувствует себя счастливым?

  • «Когда обнялся со мной и поговорил по душам»,
  • «Когда занят тем, что ему интересно»,
  • «Когда зарабатывает деньги»,
  • «Когда у него получается, когда у него не требуют»,
  • «Когда мы вместе играем, в гостях и т.д.»,
  • «Когда его не трогают, выполняют его просьбы, играют или общаются с ним»,
  • «Когда даю свободу ребенку»,
  • «При условии свободы жизнедеятельности»,
  • «Когда рассказывает о своих отношениях с друзьями»,
  • «Любовь и поддержка родителей»,
  • «В игре за ПК»,
  • «Родители рядом, совместно смотрят фильм»,
  • «Дача, книга и не пристают с вопросами»,
  • «При полной отдачи ему времени и средств»,
  • «Он всегда счастлив, потому что живет здесь и сейчас»,
  • «Когда мама понимает, почему он так поступает, и разделяет его чувства»,
  • «В собственной успешности, в радости родителям»,
  • «мама уделяет внимание только ему».

 

При каких условиях вы чувствуете себя счастливым?

  • «Когда людям со мной хорошо»,
  • «Когда отдыхаю»,
  • «Когда дети счастливы, когда сделаны уроки»,
  • «Когда нет проблем»,
  • «Когда я одна и предоставлена сама себе, делаю что хочу и где хочу»,
  • «Когда мой ребенок здоров, правильно питается, счастлив»,
  • «Когда дети послушны»,
  • «При комфортных условиях жизни»,
  • «Когда ребенок занят творческим процессом и ему интересно»,
  • «Здоровые и целеустремлённые дети»,
  • «Мои дети здоровы и мы вместе делаем не важно что»,
  • «Когда в семье взаимопонимание»,
  • «Когда всё получается, всё успеваю»,
  • «Когда я успешен»,
  • «Когда мир в семье».
Сколько в среднем получает профессионал, которым ты хочешь стать?
(в рублях)
Отношение к выбору будущих профессий родителей и подростков.
Выводы из результатов анкетирования.

У родителей нет ясного представления о ситуации самоопределения их детей-подростков. Об этом свидетельствуют противоречия в ответах на вопросы. Например, на вопрос, будете ли вы делать выбор профессии за ребенка, абсолютное большинство отвечают отрицательно. С другой стороны, на вопрос настояли бы родители на продолжении учебы в 10м классе, если бы их ребенок отказался от поступления в 10-й класс, абсолютное большинство отвечают положительно.

Вывод 1. Если дети совершают, на взгляд родителей, недальновидный поступок (например, идут в техникум после 9 класса), действия ребенка подвергаются критике и осуждаются. При этом родители хотят, чтобы дети были свободными и самостоятельными.

Большинство родителей ответили, что будущая профессия ребенка – это на 100% его выбор. Но в то же время аналогичное большинство родителей признаются, что их ребенок не имеет практики принятия самостоятельных решений.

Таким образом, выбор профессии – становится испытанием для семьи, поскольку объединяет множество открытых и скрытых мотивов разных поколений.

Вывод 2. Родители хотят профессионального счастья и успешности для своих детей, при этом не готовы безоговорочно поддерживать их выбор жизненного пути здесь и сейчас.

Дети хотят делать выбор самостоятельно, но ограничены собственными страхами и отсутствием опыта в принятии решений, сталкиваются с острой дилеммой – послушать себя (страшно и рискованно) или положиться на родителей (безопасно, но не так интересно).

Кроме того, один из важнейших вопросов в жизни нового поколения – самоопределение – лишен инструментов изучения. Многие родители отметили, что хотели бы профориентации в действии для своего ребенка – экскурсий на производства, в фирмы, в компании, встреч со специалистами. В настоящий момент ни одна организация не занимается этим вопросов системно.

Вывод 3. Родители и дети готовы участвовать в создании Семейного клуба, который будет заниматься профориентацией детей.